МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

   
 

Визитка Сведения об учреждении Новости
КонтактыДорожная карта

Противодействие коррупции Группы Антимонопольный комплаенс Музей в детском саду

 

Дошкольный этнографический музей

 

«ТОМСКИЕ ПРОСТОРЫ.

МУЗЕЙ ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ И БЫТА НАРОДОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ?

 

Этнографический музей — музей, в котором хранятся и выставляются предметы, связанные с этнографией и этнологией. Такие музеи документируют процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических общностей

Коллекции. В этнографических музеях хранятся предметы, отражающие разные стороны жизни народов: хозяйственные занятия, ремёсла, повседневный уклад, традиции и обряды, религиозные верования и мифологию.

История

• Начало сбору этнографических предметов в России было положено Петром I, который в 1716 году приобрёл этнографическую коллекцию для Кунсткамеры, в которой со временем сформировался этнографический отдел.

• В первой половине XIX века развитие и обособление этнографии как научной дисциплины стимулировало рост научного интереса к сбору и изучению этнографических памятников.

• Роль в формировании сети этнографических музеев сыграли этнографические выставки, особенно такие значительные, как Этнографическая выставка 1867 года, Антропологическая выставка 1879 года. Роль

• Сохранение культурного наследия — этнографические коллекции позволяют сохранять, интерпретировать и демонстрировать не только памятники материальной, но и многие явления духовной культуры народов.

• Просвещение — музеи разъясняют истоки и сущность этнических факторов в традиционной культуре, их связь с социально-экономическими условиями развития этноса, воспитывают толерантность, терпимость, понимание людей другой культуры и религии.

• Сохранение культуры и истории малочисленных народов — музеи сохраняют и передают традиции и культуру, демонстрируют в наглядной форме нормы, ценности и культурные образцы.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОО

- Положение о дошкольном этнографическом музее «Томские просторы. Музей истории, культуры и быта народов Томской области»

- Приказ Об организации работы дошкольного этнографического музея «Томские просторы. Музей истории, культуры и быта народов Томской области» в 2025-2026 учебном году

- План работы дошкольного этнографического музея «Томские просторы. Музей истории, культуры и быта народов Томской области» в 2025-2026 учебном году

- График посещения дошкольного этнографического музея «Томские просторы. Музей истории, культуры и быта народов Томской области» в 2025-2026 учебном году

 

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

• коренные народы Томской области

• уклад жизни русского народа

• адаптированная для детей карта Томской области

• история Томской области в книгах, газетах и журналах

 

 

 

1. Постоянно действующая экспозиция

«Коренные народы Томской области»

 

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Но как это сделать максимально интересно для детей? И в этом нам помогает специально организованное пространство музей «Томские просторы». В музее собраны материала об истории, особенностях, обычаях коренных народов Томской области.

 

 

В Томской области проживают представители нескольких коренных народов, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. К ним относятся селькупы, ханты, чулымцы и эвенки.

Селькупы

Малочисленный самодийский народ.

В основном расселены в районах Томской области: южная группа — по Оби и её притокам (Колпашевский район, север Парабельского и Каргасокского районов).

Особенности:

• Традиционно селькупы вели полуоседлый образ жизни, их основные занятия — охота и рыболовство.

• Северные селькупы заимствовали у ненцев и энцев таёжное оленеводство.

• Южные селькупы под влиянием русских занялись скотоводством (лошади, коровы) и огородничеством.

 

Ханты

Коренной народ Западной Сибири.

Традиционные земли — вдоль реки Обь и её притоков, отсюда и название — «народ Оби».

Особенности:

• Многие ханты сохраняют традиционный уклад жизни: оленеводство, рыболовство, охота.

• Духовная культура основана на вере в духов природы, культе медведя и шаманских практиках.

 

Чулымцы

Тюркский народ.

Проживают в бассейне реки Чулым (приток Оби) — в её среднем и нижнем течении, а также вдоль притоков Чулыма: рек Яя и Кия.

Особенности:

• Говорят на чулымском языке.

• Были крещены в православие, сохраняются некоторые традиции шаманизма.

• Основное занятие — земледелие и разведение крупного рогатого скота.

 

Эвенки

Коренной тунгусо-маньчжурский народ.

Присутствуют в Томской области, но не составляют большинства населения и преимущественно живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами, бурятами и другими народами.

Особенности:

• Эвенки были кочевым народом, разводили оленей, охотились на крупных животных (дикого оленя, лося, барана), ловили рыбу.

• Основу пищи эвенков составляло мясо диких животных и рыба.

 

2. Постоянно действующая экспозиция

«Уклад жизни русского народа»

 

 

В рамках этой экспозиции дети узнают, что такое прялка, для чего нужно веретено, внимательно рассматривают самовар, крынку, ступку, попробуют просеять муку через сито, узнали о предназначении сундука.

 

  

 

  

 

Неописуемый восторг вызывает у них настоящий чугунок, поставленный на стол с помощью ухвата и старинный утюг, который, оказывается, работает не с помощью электричества, а на горячих углях! Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло, лопата для печи и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, экспонаты музея становятся знакомыми, узнаваемыми. Это дает возможность ребенку не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня. Использование предметной среды мини-музея в детском саду дает возможность знакомить детей со старинными вещами, народными традициями, обычаями гостеприимства, развивает интерес к истории русского народа. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству.

Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица. Не секрет, что во многих детских садах есть уголки народного быта, выставки предметов старины, фотографии города. В чем же новизна представленного опыта? А она заключена в том, что сохраняя содержание патриотического воспитания, мы применяем инновационный подход в формах, методах и средствах.

 

  

 

 

  

 

3. Постоянно действующая экспозиция

«Адаптированная для детей карта Томской области»

 

 

Для знакомства с историей, достопримечательностями, архитектурой родного города в работе с детьми нами используются QR коды. Ребенок вместе со своими родителями может самостоятельно навести телефон на QR код и узнать много интересного о родном городе, а так же выбрать для посещения заинтересовавшее его место города. Детям очень интересно, используя современные технологии, изучать любимый город.

А как же познакомить детей с областью, регионом? Для этого в детском саду придумана магнитная интерактивная доска, на которой изображена Томская область.

Магнитная доска представляет собой адаптированную для детей карту томской области с нанесенными реками, озерами, городами и селами. Дети, изучая карту, могут понять расположение поселений, на чем можно добраться до них, какие места находятся севернее, а какие южнее.

На карте отмечено, какие животные водятся в этих местах, какие природные, архитектурные, индустриальные объекты расположены в области. Путешествуя с родителями по области, ребята привозят фотографии, которые размещают на доске. Таким образом, география области становится им более понятной и интересной. По результатам путешествий по родному краю, ребята готовят проекты, выставки, составляют коллекции и пишут рассказы о малой родине.

   

 

4. Постоянно действующая экспозиция

«История Томской области в книгах, газетах и журналах…»

 

 

 

 

 

Приходите к нам в музей!

 

 

 

 

 

 

Карта сайта Методические документыРодителям
ФотоальбомУспехи и достиженияПолезные ссылки
Безопасность в ДОУ Методическое пространство

 

 

 

 

Администратор сайта: Качесова Марина Анатольевна
Email:
mbdou-ds50@seversk.gov70.ru тел. (83823) 56-80-85

 

Дата обновления  04.11.2025

  Яндекс.Метрика

 

 

Дизайн и разработка МАУ ЗАТО Северск "Ресурсный центр образования" © 2011